Сценарий и раскадровка — самые ответственные и трудные этапы создания презентации, требующие максимальной творческой концентрации. На этих этапах происходит самый мощный мозговой штурм, потому что участникам проекта приходится придумать всю основу презентации, ее концепцию и продумать до мелочей, как эта концепция будет реализована.
Что такое сценарий для презентации?
Сценарий — это документ-инструкция, по которому ведется дальнейшая работа по созданию презентации. Он включает в себя подробное описание содержания всей презентации: от заставки до заключительного кадра. Структура сценария представляет собой:
- Название презентации.
- Оглавление.
- Структура презентации.
- Деление на смысловые блоки. Каждый блок состоит из N кол-ва сцен (кадров).
- Подробное описание каждого блока.
- Подробное описание каждой сцены. Подробно описывается положение и движение каждой камеры, какие объекты входят в сцену и в каком порядке.
- Примерный хронометраж каждой сцены, блока (не всегда).
- Описание всех переходов между кадрами, блоками.
Над сценарием работает не один человек. Для его обсуждения собираются все участники проекта во главе с арт-директором, который отвечает за творческую сторону процесса. Происходит обработка исходной информации по проекту, предлагаются разные идеи и режиссерские «фишки», из нескольких предложенных концепций выбирается одна и прорабатывается. Обсуждаются возможные трудности в работе, делаются заметки по сценарию.
После сценарист пишет черновой вариант. Затем он показывает первый вариант сценария участникам проекта. Команда обсуждает его и вносит корректировки. Исправленный вариант презентуется повторно и прошедший контроль арт-директора сценарий отправляется заказчику на согласование.
Таким образом, в создании сценария участвуют все члены команды: художники, дизайнеры, арт-директор, видео-дизайнеры, 3d-специалисты, руководитель проекта.
Выдержка из сценария к видео-презентации для ЗАО «СНСЗ»:
Сцена 1
Камера смотрит со стороны зеленой зоны у ПЗХ. В кадре идет легкое панорамирование завода от угла центрального здания до ворот цеха. Камера останавливается: начинается открытие ворот.
Сцена 2
Камера параллельно цеху (со стороны воды). Завершается открытие ворот и из них начинает выкатываться корма корпуса до момента, когда корпус начинает занимать большую часть кадра. »
Выдержка из сценария к видео-презентации для ЦКБ «Айсберг»:
Заставка
Сцена 1 (появление логотипа)
Из черного фона постепенно проявляется логотип, его появление может сопровождаться лучами или бликами. В момент появления проигрывается мелодия. После полной прорисовки очертаний логотипа, появляется текст: Центральное конструкторское бюро Айсберг представляет.
В заставке могут присутствовать звуковые фрагменты сопровождающие появление отдельных эффектов.Сцена 2 (переход к ледоколу)
После окончания всех эффектов и закрепления логотипа и надписей на экране, происходит плавный переход к ролику, демонстрирующему движение ледокола по чистой воде.Демонстрация ледокола на чистой воде
Сцена 1 (облет ледокола)
Ледокол плывет по чистой воде, ясная погода, в воде играют блики. От ледокола тянется шлейф пены. Камера пролетает вокруг ледокола. Горизонт чист. Во время пролета появляется название проекта, и диктор произносит технические характеристики ледокола.
После согласования сценария с заказчиком участники проекта приступают к работе над раскадровкой — следующим этапом создания презентации.
Что такое раскадровка?
Слово содержит корень «кадр». Так вот, раскадровка представляет собой рисованные ключевые кадры презентации. Ключевые кадры — это основные кадры, по которым можно понять логику всей презентации.
Участники проекта выбирают ключевые кадры в утвержденном сценарии, и художник упрощенно их отображает. На выходе получается последовательная схема цветных изображений (кадров), схематично отрисованных для подачи заказчику. К кадрам могут быть добавлены текстовые подписи и комментарии, если это необходимо. Таким образом, заказчик получает визуальную конструкцию, по которой можно заранее посмотреть на всю презентацию «сверху» и наглядно увидеть последовательность.
По необходимости после показа раскадровки заказчику могут быть внесены коррективы: добавление/удаление/изменение кадров. В среднем при создании презентации продолжительностью 2-3 минуты для раскадровки требуется не менее 20-25 ключевых изображений, в зависимости от динамики презентации.
Раскадровка оформляется в двух экземплярах и подписывается обеими сторонами и является обязательным приложением к сценарию.
В некоторых случаях раскадровку склеивают в видеоряд для предварительной работы над озвучиванием.
Раскадровку нельзя исключать из этапов создания презентации. Если вы не увидите визуальную схему будущего продукта, то вы потеряете промежуточный контроль над созданием презентации, а мы потеряем обратную связь с вами. Это может привести к несоответствию наших представлений, и как следствие: к неожиданному конечному результату.
Поэтому очень важен контроль результатов на каждом промежуточном этапе создания презентации.